Глава 12. «ВЫ УВИДИТЕ КРАСИВУЮ СМЕРТЬ"Париж, 1914 г. Тюремный врач Бизар, работавший в женской тюрьме Сен-Лазар, где до исполнения приговора содержалась Мата Хари и откуда она была уведена на казнь, сообщил следующее:
«Мы должны были пройти через длинный коридор, тус-кло освещенный газовой лампой. Монашка сестра Леони-да открыла дверь. Офицер, увидев трех спящих на койках женщин, спросил: «Которая из них?» Монахиня показала на лежащую в середине. Мата Хари, по моему совету приняв снотворное, крепко спала. Две другие заключен-ные поняли, в чем дело, и поднялись с коек, громко ры-дая.
Офицер тормошил приговоренную, пока она не про-снулась. Монахиня, не спавшая всю ночь, молилась. Мата Хари открыла глаза и приподнялась, опираясь на локти. Она слушает офицера, говорящего с явным волнением:
«Целле, мужайтесь. Президент республики отказал вам в помиловании. Пришел ваш последний час».
Наступило гробовое молчание. В полутьме я могу раз-личить пару сверкающих глаз. Мата Хари раз десять по-вторяет: «Это невозможно, это невозможно... « Сестра Ле-онида пытается ее успокоить и ободрить. Но Мата Хари отвечает: «Пожалуйста, дорогая сестра, не беспокойтесь. Думаю, я умру достойно. Вы увидите красивую смерть».
Я предлагаю ей нюхательной соли, но она отказывает-ся, предпочитая стакан грога. Потом она начинает оде-ваться, и из приличия большинство присутствующих вы-ходят из камеры. Я остаюсь. Её рубашка сделана не из грубой ткани, она из ее приданого. Когда во время одева-ния оголяется ее тело и монахиня пытается его прикрыть, Мата Хари говорит: «Пожалуйста, сестра, не надо, здесь не место для скромности». Ее лицо постепенно приобретает жесткие черты. Она беспощадно ругает французов:
«После всего, что я сделала для них, — я не францужен-ка». Потом она обращается к монахине: «Сестра, подайте мне вон то теплое платье, сегодня утро, наверное, холод-ное. И вон те маленькие туфли, я всегда их любила». Раз-говаривая, знаменитая танцовщица очень спокойно пуд-рит лицо.
Она просит оставить ее наедине с адвокатом... Потом она снова нас принимает, гордо возвышаясь в середине камеры. Приговоренная одета в голубой кокетливый кос-тюм, который хорошо подчеркивает ее фигуру. На голове — большая шляпа с ярким страусовым пером. Когда она надевает перчатки, ее лицо очень спокойно. «Я готова», — говорит она и прощается с нами. Она просит сестру Лео-ниду не плакать по ней.
Как предписано законом, офицер спрашивает ее, хочет ли она что-то сказать. Она холодно отказывается. Закон также требует, чтобы приговоренную спросили, не бере-менна ли она. «Абсолютно нет, к сожалению, — говорит она, добавляя с улыбкой, — даже ни чуточки».
После этого она выходит из камеры в длинный кори-дор.
В конторе, где выполняются последние формальности, она просит разрешения написать несколько писем. Разре-шение дается, она снимает перчатку с правой руки и на-чинает писать. Она спокойно пишет три письма, надписы-вает адреса на конвертах и передает их начальнику тюрь-мы. «Пожалуйста, проследите, чтобы не перепутали адре-са, я не хочу приносить вам лишние хлопоты».
Прежде чем отправиться к месту казни, ока снова со всеми прощается и говорит: «Я еду на большой склад, от-куда никто еще живым не возвращался... Ох, уж эти французы, они же были такими галантными».
Автомобиль прибыл в Венсен. Казнь назначена на шесть пятнадцать утра, заря только занимается. Когда ма-шина останавливается перед ужасным столбом, к которому будет привязана приговоренная, звучат фанфары. Ма-та Хари медленно идет к столбу, рядом с ней — молящая-ся монахиня. Подойдя к столбу, смертница ее отстраняет.
«Обнимите меня в последний раз, дорогая сестра, и по-том оставьте меня одну... Пожалуйста, отойдите, я на вас буду смотреть. Прощайте!»
Когда офицер оглашает приговор, высокая и элегантная женщина уже стоит у столба. Когда ей хотят завязать