спросила Лена.
— Неа, — засмеялась Маша, — Грязными штанишками меня не испугаешь.
Девушки беззаботно болтали еще несколько минут.
— Ну что, Машка, — сказала Лена, посмотрев на часы, — Мы пошли обедать. А ты наверное снова по магазинам?
— Чёт расхотелось, — ответила Маша, — Даже не знаю, чем сейчас заняться, — девушка о чем-то задумалась, — Слушай, а можно у тебя посидеть? Так нравится наблюдать, как ты возишься с карапузом.
— Конечно можно, — улыбнулась Лена, — Поможешь мне с ребенком.
— Серьезно хочешь, чтоб я тебе помогла? — недоверчиво спросила Маша.
— Лишняя пара рук никогда не помешает,... — усмехнулась Лена, покатив мою коляску к поъезду, — Пошли, будущая няня. Буду тебя учить уходу за ребенком.
Едва мы зашли в квартиру, Лена сразу же вытащила из сумки коричневую тетрадь и, присев на диван, принялась там что-то писать.
— Что это ты чертишь? — поинтересовалась Маша, присев рядом с Леной.
— Горшочное расписание, — объяснила Лена, — Если ребенка отучают от подгузников, я всегда завожу для него специальный журнал-расписание.
Маша с любопытством уставилась в Ленину тетрадь.
— Первая графа — время, — начала объяснять Лена, — Во второй отмечаем, что сделал. Одной буквой: «П», «К» или «Е».
— Ну с «П» и «К» всё понятно, — улыбнулась Маша, — Писал или какал. А «Е» что означает?
— Еду, — объяснила Лена, — Ее тоже включают в такой журнал, чтобы знать, как быстро у малыша после еды появляется позыв по-большому.
— Понятно, — протянула Маша.
— В третьей графе отмечаем, как малыш сходил по-маленькому или по-большому, — продолжила Лена, — В горшок, в штанишки, пустил струйку во время купания и т. д. В следующей графе ставим галочку, если просился. И наконец, в последней разные комментарии: как себя вел, как подмывала и т. п.
Лена посмотрела на часы.
— Начнем с самого утра, — решила она, — Поэтому первая запись будет о том, что проснулся мокрым. Точное время неизвестно, «П», в подгузник, разумеется не просился, а в комментариях напишем: описался во сне. Следующая запись... приблизительно в 8: 30: «П», пустил струйку во время подмывания, не просился, и подробнее, как все случилось: начал писать, когда мазала между ножек детским кремом.
— Потом в детской поликлинике? — продолжила Маша.
— Подожди, — улыбнулась Лена, — Сначала завтрак: где-то в 9. Теперь переходим к поликлинике. 9: 45, «П», в горшок, не просился. И комментарий: медсестра заставила пописать перед тем, как делать массаж.
Лена снова посмотрела на часы.
— Не помнишь. когда мальчишка обкакался в универмаге? — спросила она у Маши, — Где-то минут 40 назад, да?
— Примерно так, — кивнула Маша.
— Запишем 10: 30, — решила Лена, — «ПК», в колготки, не просился. А в «Комментариях» напишем следующее: подмыла детскими салфетками, помазала кремом от опрелостей, купила новые колготки и выбросила грязные.
— Ты для Сашиной мамы эти подробности записываешь? — спросила Маша.
— Конечно ей будет интересно вечером почитать, — сказала Лена, — Но вообще-то я веду этот журнал с другой целью — чтобы установить для ребенка график хождения на горшок.
Маша растерянно взглянула на Лену. Мне тоже было непонятно, что одиннадцатиклассница имела ввиду.
— Сейчас я тебе всё объясню, — улыбнулась Лена, — Открываем журнал и смотрим последнюю запись. 10: 30 — ПК. Значит ребенку положено снова сходить по-маленькому через два часа — в 12: 30.
— Так часто? — удивилась Маша.
— Когда начинаешь приучать ребенка к горшку, надо заставлять почаще им пользоваться — объяснила Лена, — Чтобы малыш быстрее к нему привык.
Одиннадцатиклассница закрыла свою